Колаборативное обучение

Размышления, типа эссе
Размышление первое - о сетевом обучении.
После прочтения списка литературы, решила поразмышлять не только о содержательной стороне проблемы, но и об организационной. Любопытен подход США в решении данных вопросов, опубликованный в газете "Ведомости": "Обама хочет потратить $1 млрд на учителей ради будущего США", а также экспертное мнение Алексея Воронцова: "Спасти" образование могут только "команды педагогов", которые реализуют общие проекты построения современных образовательных систем и технологий. Необходимо инвестировать не в отдельных педагогов, а в проекты по разработке новых, современных образовательных систем, отвечающие требованиям времени, а педагоги, управленцы от образования должны бть встроены в эти проекты. Более того, эти проекты должны быть обязательно сетевые для того, чтобы можно было по всей стране реализовывать созданные проекты. Поэтому надо вкладывать в системы, проекты, где уже на первой стадии включать таких педагогов, которые смогут "повысить свою квалификацию", вернее "переучиться полностью", т.е. пройти "переподготовку" не теоретически, а включившись в эти будущие проекты. В настоящее время один учитель - в поле не воин, даже если он будет "суперучитель"...   

Полностью с этим согласна, поскольку сама являюсь преподавателем кафедры информационных технологий ИРО Кировской области, а также веду информатику в одной из школ и руковожу медиастудией в системе дополнительного образования. Ситуация такова, что учитель с огромным трудом может выехать в течение года на курсы (каждый час потом придется отработать). Кроме того, технологии стремительно меняются и кафедра информатизации при оптимально малой численности преподавателей не успевает отслеживать как содержательную часть предмета, так и новые технологии. Значит "коллективный мозг" чрезвычайно важен! Это о системе повышения квалификации и постдипломной переподготовке. Если взять дополнительное образование, то ситуация еще сложнее: преподавателей смежного профиля можно собрать только в виртуале (оригами, вязание, шитье, театр моды, судо и авиамоделизм, веб-дизайн, кино, видео творчество, пресса, хоровые и танцевальные студии и т.д.) Этих преподавателей в городе можно по пальцам перечесть, а средств на их поездку в другие города на курсы нет вообще. Вот мы и подошли к необходимости виртуального обучения (или сетевого) с позиции организации. Пока речь шла о повышении квалификации педагогов. О работе с детьми размышления будут позднее. 
Здесь несомненно важно развитие P2PU, как фундаментального проекта открытого образования, организующего процесс обучения вне стен традиционных институтов и дающего  учащимся возможности для оценки их достижений. (About P2PU). Можно надеяться, что имеющиеся начинания по данным вопросам "Сетевой Город. Образование" по формированию единого городского информационного образовательного пространства,  увенчаются успехом.

Размышление второе - о новых грамотностях
Изучив ироничную правду для современного учителя - "21 признак учителя 21 века", статью в "Первом сентября "Сетевой учитель и палитра его возможностей" отмечают основные задачи деятельности сетевого учителя, средства, квалификационные характеристики, организация учебной деятельности учащихся в системе дистанционного обучения, инструментарий, средства повышения мотивации всех вышеуказанных видов деятельности" к.п.н.Марины Кондаковой и Елены Подгорной и ряд других публикаций, в том числе связанных с практикой подготовки современного учителя, обладающего "Новой грамотностью". Желательно, чтобы это было для него подкреплено финансовой составляющей. И здесь мы снова обратимся к организационного стороне вопроса "Министр образования и науки озвучил ряд грядущих реформ в системе образования", пишет Газета.ru.
О нашем сетевом обучении хотелось бы сказать следующее. Большое спасибо организаторам и коллегам за ту информацию, которую они для меня лично дали возможность получить, за те навыки, которые приобретены и спасибо за высокую оценку, это очень важно. Я считала себя довольно грамотной в вопросах медиа, но чем больше знаешь, тем больше понимаешь, как много ты еще не знаешь. Стараюсь не "распыляться" на все, поэтому пишу в блоге сразу структурированно и для себя и для других. Для меня сама организация подобных курсов уже новость и открытие. А еще и так много информации, причем полезной и нужной лично мне. Не успокоюсь, пока не научусь рисовать ментальные карты (именно рисовать, потому что созданы они уже в сознании или на бумаге).
По теме близкой к эссе есть ряд моих публикаций, в том числе в интернете:  
Кузьмина.М.В. Медиакомпетентность современного педагога в профессиональной деятельности и непрерывном профессиональном образовании / Подготовка специалистов в системе непрерывного профессионального образования: проблемы и перспективы: материалы Международной заочной научно-практической конференции, 26 ноября 2010 года. Киров. ВятГГУ, 2010. ISBN 978-5-93825-897-6.
Кузьмина.М.В. Слагаемые медиакомпетентности педагога новой школы / Новой школе – новый учитель: материалы Международной конференции, 23-25 ноября 2010, Киров: ГОУ ДПО КИПК и ПРО, 2010.
Кузьмина.М.В. Портрет медиакомпетентного педагога «Нашей новой школы» / Подготовка специалистов в системе непрерывного профессионального образования: проблемы и перспективы: материалы второй Международной заочной научно-практической конференции, 25-26 марта 2011 года. Киров. ВятГГУ, 2011. ISBN 978-5-93825-946-1.

Размышление третье - о мобильном кампусе
Вся страна стоит в пробке - с 7 до 10 утра, с 15.00 до 18.00. Это половина рабочего (учебного) дня. Без мобильного кампуса не обойтись! Не "терять" же в дороге драгоценные дневные часы.
Первая встреча с этим вопросом состоялась в2008 году на конференции по коммуникации в Москве, тогда Иван Засурский и Ясен Николаевич Засурский (МГУ) говорили о технологии мобильного  обучения. Выполняя задание, я стала искать именно эту информацию, потому что это было свежо и ново для столицы тогда, но для регионов (а я сейчас представляю регион) - все сказанное ими тогда актуально сейчас. И кое-что нашла (см выше в So.cl). Хотелось бы отметить в этом многообразии следующие выступления-рассуждения:

Мобильное общество и общество знания: сходства и различия
А.О.Алексеева, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры зарубежной журналистики и литературы, научный сотрудник кафедры новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова (stasy.alekseeva@gmail.com
Школа Бернейза и школа Айви Ли, или законы нового времени
И.И.Засурский, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ (zassoursky@gmail.com)

Я.Н.Засурский предложил классификацию медиасистем как компонентов открытого общества www.proza.ru/2011/06/05/623
Вторая встреча произошла на конференции в МЭСИ в 2010 (Владимир Усков директор НИИ университета Бредли (США, штат Вирджиния)), показал и рассказал как работает виртуальное образование посредством мобильных систем на примере своего вуза. В процессе конференции он выходил с КПК на своих студентов, смотрел как в онлайне они выполняют лабораторные работы, консультировал. Хотела найти и эту информацию, не получилось, в вспомнив об этом мероприятии, нашла выступление организатора конференции, В.П.Тихомирова:
«Законодательное и нормативно ...Стрела-2 - Иркутский государственный ... Выступление на вебинаре Владимира Павловича Тихомирова, д.э.н., профессора, ректора МЭСИ, президента Международного консорциума «Электронный университет". www.slideshare.net/ssusere58270/ss-7684477
Третья встреча с мобильным кампусом состоялась в сети с хорошо знакомым мне человеком по совместному обучению в Федерации интернет образования, Сергеем Булановым в группе "Образовательные технологии"
Четвертая встреча - это международная конференция Social Camp в Кирове в 2010 году, где также было много выступлений по этой теме, особенно запомнился мобильный офис (но до этого регионам нужен еще период осознания и дебюрократизации ("с 8.30 до 16.25 вы должны быть на рабочем месте, и думать вы можете именно в это время и именно в этом месте")
А еще  очень понравился способ создания слайдкастов, о котором рассказал организатор rehcf Иван Травкин.
Замечательной находкой поделилась Юлия Травкина - 5 инструментов для создания облака тегов (в чем делается инфографика. Основные программыВидеоинфографика. Где её делают?  Инфографика в примерах. Визуализация информации в теории и на практике (96%)
Почему Инфографика? Инфографика различна, так как под ней понимается справочная или иллюстрированная информация, представленная различными методами визуализации —при помощи графиков, диаграмм, гистограмм, ментальных карт (mind map -карты памяти), временных шкал (один из основных принципов анимированной инфографики) и т.д.
Любопытно была подготовлена ссылка на вебинар 3 Иваном Травкиным, интересная идея совмещения форматов статики с псевдоинтерактивом. 
Благодаря видеочатам и блогу организатора смогла познакомится с коллегами, которые также обучаются в этом курсе и их блог-страницами, советами, инструкциями и т.д. К примеру,
Очень благодарна коллегам за новое общение, новую информацию, оценку моего скромного вклада в продуктивный интернет контент.

Задание 2 (Часть 2)
Здесь и далее "рифы" на So.cl



Задание 3. Продуктивный уикэнд 2


Задание 4. Мобильный кампус

3 комментария:

Ирина комментирует...

Маргарита, у Вас огромный опыт по данной теме, судя из Ваших публикаций, есть чему учиться. Спасибо

Ivan Travkin комментирует...

Отличная работа! Ставлю оценку в Edmodo! :)

Ольга Евстифеева комментирует...

Спасибо за упомянутые источники, это уже готовая подборка по теме. Успехов Вам.