Облачный сервис для управления образованием TalentLMS подготовил инфографику о том, чего ждать в мире образовательных технологий в грядущем году. Ничего революционного плакат не сообщает, но это неплохой повод ещё раз вспомнить о самых перспективных направлениях развития edtech и электронного обучения. Почти о каждом из «грядущих трендов» у Edutainme найдётся разъясняющая статья или интервью.
1. BIG DATA
О том, как анализ больших данных способен улучшить любую сферу нашей жизни написали уже почти все. При этом многие так и не поняли, что всё это значит. Таких можно смело направить читать нашу статью о Big Data в образовании. Вкратце: анализ больших массивов информации об учащихся поможет выработать очень сложные алгоритмы для персонализации обучения.
2. ГЕЙМИФИКАЦИЯ
Противники языковых заимствований придумали даже слово «игрофикация». Как ни назови, а означает этот принцип использование игровых моделей для построения образовательных траекторий. Проще говоря, соревнования, квесты и симуляторы, вместо лекций, контрольных и домашних заданий. На днях вышло большое интервью с голландским профессором, занимающимся разработкой игр для образования.
3. ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ
Или адаптивное обучение. В двух словах этот принцип можно объяснить так: следующее задание выбирается на основе предыдущих ответов ученика, что позволяет каждому получать знания в своём темпе. Более подробно рассказывает в своём манифесте основатель Knewton, а также директор по развитию компании — в беседе с ней.
4. МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Количество мобильных устройств уже равно населению Земли, если не превышает его. Со смартфоном в руке слушать онлайн-курсы или решать тесты в конце года можно хоть в подземке. В этом году ЮНЕСКО даже опубликовала серьёзный доклад о мобильном чтении — одной из немногих перспектив для развития доступного образования в самых бедных странах.
5. ВЫГОДА
Одно из главных преимуществ электронного обучения — затраты на образование становятся меньше в разы, а результаты самоучки (благодаря развитию тех же MOOC) могут быть даже лучше, чем у выпускника престижного университета.
6. API
Application Programming Interface — это возможность интегрировать работу сразу нескольких сервисов и приложений в одном интерфейсе. Реализуется она уже сейчас в LMS — они превращаются из примитивных электронных дневников в облачные сервисы, где есть и онлайн-библиотека, и обучающие игры.
7. АВТОМАТИЗАЦИЯ
Тесты и контрольные проверяются сами собой с появлением специальных сервисов вроде Plickers, Kahoot или Quick key. Автоматизация также является частью адаптивного обучения, ведь задания ученику подбирает не учитель, а сверхумный алгоритм. См. мастер-класс о Kahoot в рамках международного конкурса "Gesehen!Gefilmt! Gelernt!"
8. ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Очки виртуальной реальности в этом году не обсуждал только ленивый. Так на образовательной конференции ISTE представили бюджетный аналог новомодной технологии, в австралийской организации OpenColleges придумали тридцать способов их использования в классе и за его пределами, а в университет Нью-Йорка закупили тридцать штук Google Glass.
9. КОРПОРАТИВНЫЕ MOOC
Онлайн-курсы всё чаще используют для обучения персонала. Стратегия такова: богатые корпорации вкладываются в технологии онлайн-образования, а через пару лет они становятся доступны и в школах с университетами.
10. ОБЛАЧНЫЕ LMS
Раньше учебники хранились в рюкзаках, теперь — в планшетах, а скоро — на облаке. Как и персональные данные учеников, и многое-многое другое.
Тенденции развития образования в 2014-2015 гг по материалам Интернет (по материалам блога Владимира Кухаренко)
Joint Research Centre европейской комиссии совместно с Institute for Prospective Technological Studies провели исследование "School's Over: Learning Spaces in Europe in 2020: An Imagining Exercise on the Future of Learning" (Европейское обучение 2020 http://www.smart-edu.com/learning-in-europe-2020.html).
В отчете рассматриваются тренды, которые разделены на несколько условных уровней – макро-, мезо- и микро. К макро-трендам авторы исследования относят такие факторы, как возникновение новых умений и компетенций, демографические изменения и глобализация.
Макро-тренды
Появление новых умений и компетенций. Выражается это в том, что происходит некое перераспределение трудовой активности, обусловленное глобальными изменениями; это касается и появления новых профессий и специальностей, и автоматизации, и изменений в составе трудовых ресурсов.
Демографические изменения. Большинство сегодняшних интеллектуальных работников выйдет на пенсию значительно позже, чем поколение их родителей. Продолжительность рабочего стажа сильно увеличится, потребуется учиться и осваивать новые навыки всю жизнь. Для Европы этот фактор особенно важен, потому что именно в европейских странах население стареет особенно быстро, что подразумевает все соответствующие риски. Оборотной стороной этой проблемы становится миграция. Для бизнеса эти проблемы приводят к растущей нехватке нужных умений. Корпоративное обучение и образование приобретают очень важную роль в разрешении этих сложностей.
Глобализация. Речь, идет о том, что международный характер торговли и бизнеса приводит к появлению потребностей в новых знаниях и умениях, а также к возникновению новых профессий. Трудовые ресурсы в таких условиях должны быть гибкими, способными отказываться от когда-то изученного, но теперь не актуального, и учиться новому.
Кроме этого, в работе (концептуальная основа электронного университета http://sco.lt/5aIy3N) выделяются такие тренды:
Интернет вещей. Сенсоры и процессоры распространяются повсеместно, превращая весь мир в одну программируемую систему.
Среда новых медиа. Кроме текста появляется новый язык коммуникаций, основанный на образах.
Структурированные организации. Социальные технологии дают возможность обращаться к коллективному опыту огромного количества людей. Рабочее место и рабочие отношения будут всё дальше уходить от традиционных корпоративных границ.
Развитие ИТ в свою очередь влияет на определение
грамотности населения (The 8
Key Elements Of Digital Literacy - Edudemic http://sco.lt/9FaXlx). Грамотность
на данном этапе это не только умение читать, писать, использовать математику,
но и применять компьютерную технику (цифровая или компьютерная
грамотность). Одно из определений компьютерной грамотности – это
способность эффективно и
критически рассматривать и создавать информацию, используя различные
цифровые технологии.
К базовым элементам компьютерной грамотности относятся:
- Культурный;
- Познавательный;
- Конструктивный;
- Коммуникативный;
- Конфиденциальный;
- Творческий;
- Критический;
- Гражданский.
В течение 2,5
лет участники «Форсайта компетенций 2030» проводили системный анализ
технологических, экономических и социальных изменений по 19 ключевым отраслям
экономики и проектировали отраслевые «карты будущего» (Чему учиться и от чего
отказаться в ближайшие 20 лет? Ответы – в «Атласе новых профессий» http://sco.lt/6ZEcOv).
Это позволило сформировать перечень
перспективных профессий по
отраслям, обозначить профессии, которые в ближайшие 15-20 лет утратят свою
актуальность.
«Атлас новых профессий» включает
140 новых профессий в 19 отраслях: Медицина (16), биотехнологии (6), экология
(6), наземный транспорт (9), водный транспорт (3), авиация (7), космос (5),
ИТ-сектор (10), индустрия детских товаров и сервисов (4), добыча и переработка
полезных ископаемых (3), новые материалы и нанотехнологии (5), строительство
(6), робототехника и машиностроение (8), энергосети и управление
энергопотреблением (9), энергогенерация и накопление энергии (7), образование
(10), социальная сфера (7), менеджмент (14), финансовый сектор (5).
Некоторые из
профессий, например, энергоаудитор, проектировщик интермодальных транспортных
узлов, менеджер по кросс-культурным коммуникациям, проектировщик инфраструктуры
«умного дома» уже востребованы в развитых экономиках.
В
список исчезающих профессий попали 23 интеллектуальных и 15 рабочих.
Среди них и очевидные «аутсайдеры» рынка труда, такие как стенографист,
библиотекарь, лифтер, и востребованные сегодня профессии турагента, журналиста,
аналитика.
По мнению
разработчиков «Атласа», первыми начнут исчезать профессии, которые можно
автоматизировать, и профессии, суть которых - «посредничество» между рынком и
потребителем товаров и услуг.
Общие навыки и компетенции, которые станут необходимым
условием успешной работы специалиста, вне зависимости от отраслевой
специализации это:
- системное мышление,
- клиенториентированность,
- межотраслевая коммуникация,
- знание нескольких языков и разных
типов культур,
- навыки управления проектами и
людьми – от локальных групп до сообществ,
- умение работать в режиме
многозадачности и постоянно меняющихся условиях,
- навыки бережливого производства,
- навыки художественного
творчества.
В этот список можно добавить (BERNIE TRILLING Toward learning societies and the
global challenges for learning with ICT. AUSTRALIAN EDUCATIONAL COMPUTING Volume 22 Number 1 - June 2007) такие навыки:
- критическое
мышление и деятельность;
-
сотрудничество;
- карьера и
учебная самореализация.
Рабочие навыки, которые потребуются в 2020 г.
по предсказаниям Института будущего (концептуальная основа электронного
университета http://sco.lt/5aIy3N), это:
- Неординарное
мышление;
- Социальный
интеллект;
- Инновационное
и адаптивное мышление – умение думать вне заданных траекторий;
- Межкультурная
компетентность – одинаково эффективно общаться со всеми бизнес-партнерами и
клиентами, независимо от культурных различий;
- Вычислительное
мышление;
- Умение
фильтровать лишнюю информацию – быстро перерабатывать и резюмировать большой
объём данных;
- Умение
работать с современными медиа;
- Знания, не
ограничивающиеся своей узкой специализацией;
- Умение
работать удалённо.
Развитие общества
требует пересмотреть организацию образования, роль преподавателя и студента. В современном мире университеты должны
научиться решать принципиально новую задачу - воспитывать
молодых людей, способных критически мыслить и готовых стоять у истоков перемен. Мы практически не знаем профессий,
к которым готовим студентов.
Ряд учреждений
разработали или приступили к разработке стратегического подхода к современному
дистанционному обучению. Эти планы предназначены определения приоритетов и
целей для онлайн и гибридной обучения и в некоторых случаях цели для развития
онлайн-курса. Вместо доступности и гибкости ключевой задачей для онлайнового
обучения становится повышение производительности.
На современном этапе у преподавателя должны быть
сформировании новые навыки (10 Modern Teaching Skills http://sco.lt/6iSwlt).
Первые 6
навыков преподавания не новы, но их значение существенно возросло для
современного учителя.
1.
Обязательность.
2. Базовая
педагогическая подготовка.
3. Организация
учебного процесса.
4.
Толерантность.
5. Рассказчик.
6. Открытость к
вопросам.
Следующие
новые навыки преподавания дополняют традиционные и связаны с новыми
технологиями.
7.
Инновационные.
8.
Технологический энтузиазм.
9. Социальные.
10. Любопытство
и мастерство.
Влияние новых
технологий на образование рассматривается под разными углами. Доклад
(http://gettingsmart.com/2014/06/new-horizon-report-insists-teachers-use-tech New
Horizon Report Insists Teachers Use Tech) рассматривает три раздела: новые
тенденции, проблемы и важные события.
Новые тенденции
- Переосмысление
роли учителей – учитель должен быть партнером в процессе обучения.
- Сдвиг к более
глубокому обучению. Цель глубокого обучения для студентов ‑ учиться на
практике и развивать чувство собственной эффективности, критически мыслить и
эффективно общаться.
- Внимание
открытым образовательным ресурсам (ООР).
- Более широкое
использование смешанного (гибридного) обучения [99, 103].
- Использование
интуитивных технологий.
- Переосмысление
работы школы.
Значительные проблемы
-
Интегрированный персональный подход к обучению [103].
- Комплексное
мышление и общение.
- Безопасность
студенческих данных.
- Конкуренция со
стороны новых моделей образования.
- Современное
формальное образование, формирующее базовые навыки.
- Обучение по
запросу граждан - обучение, основанное на запросах и гражданской активности
[103].
Важные события
- Bring Your Own
Device (BYOD): практика привлечения собственных устройств сокращает расходы и
отражает текущие образ жизни студентов, позволяя им изучать персонализированное
содержание.
- Облачные
вычисления.
- Игры и
геймификация (будет активно развиваться в ближайшие 2 года) [100, 102 , 103]
- Учебная
аналитика, сбор и анализ больших объемов данных о студенческой учебной
деятельности [102, 103].
- Интернет вещей
‑ относится к сети связанных объектов, которые связывают физический мир с миром
информации через Интернет.
- Переносные
технологии (будет активно развиваться в ближайшие 4- 5 лет) (смарт-часы, Google
Glass) [102].
Другой способ –
это рассмотрение жизненного цикла различных инноваций (eLearning Trends That
Will Fizzle, Sizzle, or Simmer in 2014 http://sco.lt/87MtbF). Так, для различных
технологий в настоящее время можно наблюдать
Рождение
- Tin Can API:
(XAPI) Новый стандарт введен в 2012 году [101]
- Геймификация и
обучающие игры [100, 101, 102, 103].
- Повествование
(рассказы) в обучении.
- Гибкая
разработка учебных материалов.
- Видеоряд и
графика ‑ использование визуальных эффектов.
Развитие
- Поддержка
мобильности вместо "мобильного обучения»: только 1,39% респондентов
фактически использует контент дистанционных курсов через мобильное устройство
(100)
- Видео:
качество "домашнего" видео стало вполне приемлемыми, благодаря
YouTube.
Отмирание
- Инструменты
Twitter для «социального обучения»;
- Социальные
инструменты для личного обучения в корпорациях;
- mLearning для
полноформатных дистанционных курсов;
- Виртуальные
миры (развиваются с 2008 г., выдохлись в 2012 г.)
В некоторых случаях тенденции развития электронного
обучения ранжируют (10 predicted e-Learning trends for 2014/15 http://sco.lt/9Lllcf)
1. Смешанное
обучение [99, 103]
2. Персональный
подход к обучению [99]
3. Открытые
жетоны как результат освоения курса [99, 103]
4. Мобильный
доступ [100]
5. Геймификация
[99, 100, 101, 102, 103]
6. Личная
ответственность за обучение.
7. Сетевое
социальное обучение [99, 103]
8. Сценарий
базового обучения.
9. MOOCs, VOOCs.
Массовые открытые онлайн курсы [99, 101, 103]
10. Хьютагогика
– учение о самообразовании взрослого человека [99].
Все эти
технологии влияют на развитие дистанционного обучения, совершенствуя его, но
тем не менее, качество его пока оставляет желать лучшего. По некоторым оценкам
западных экспертов примерно 80% дистанционных курсов низкого качества.
Майкл Аллен,
Джули Дирксен, Кларк Куинн, Уилл Тальгеймер, обеспокоенные отсутствием
прогресса в качестве дистанционного обучения, предложили Манифест серьезного дистанционного
обучения (Serious E-Learning
Manifesto http://goo.gl/fb/YgBXZ).
Рассмотрим более
подробно наиболее распространенные тенденции: смешанное
(гибридное) обучение,
открытые дистанционные курсы и массовые открытые онланй курсы (хМООС) (http://kvn-e-learning.blogspot.com/2014/06/blog-post.html).
MOOCs может быть бесплатным для
учащихся, но они не являются бесплатными для учреждений. Средняя стоимость
разрабатываемых xMOOC оценивается в 50,000 - 100,000 долл., это означает, что
на 1000 MOOCs потрачено 50 млн-100 млн долл (Look back in anger? A review of online learning in 2013 http://sco.lt/6t1fgf ).
Основные
рекомендации по использованию хМООС для университетов (http://acreelman.blogspot.com.au/2014/06/norwegian-mooc-commission.html):
- Богатый опыт
качественного обучения в режиме онлайн должен быть базой для любых Mooc
инициатив.
- Необходимо
инвестировать в развитие цифровой компетенции для всех сотрудников.
активно
содействовать использованию и создание открытых образовательных ресурсов.
- Учебные
заведения должны использовать MOOCs для национального и международного
сотрудничества.
- MOOCs в обществе
(фон, актуальность, международные и национальные контексты)
- Гибкость в
использовании MOOCs с учетом история онлайн обучения и международного опыта
- Учет мотивации
участников Mooc
- Исследование влияния
MOOCs на высшее образование
- Оценка
качества и результатов обучения
- Использование
различных форм доставки Mooc
- Вопросы
авторского права и открытость
-
Производственная практика
- Непрерывное
образование
MOOCs являются
лишь частью более широкого развития открытого образования и обучения в режиме
онлайн.
Не существует
четкого стандарта модели Mooc и даже в крупных консорциумах, как Coursera,
существуют значительные различия в педагогике, взаимодействии учащихся, оценке
и структуры.
Положительный
эффект от Mooc создал ажиотаж и обеспечил включение в повестку дня обсуждение
онлайн-обучения на совещаниях высшего руководства во многих университетах
мира.
Однако ничего из
этого не произойдет без стратегического финансирования, стимулов и стратегий.
Выводы
Первоочередной задачей является развитие смешанного (гибридного) обучения. Необходимо создать условия для BYOD, обратить внимание на геймификацию, особенно игровое проектирование для технических специальностей. Университет должен найти свою нишу в области использования массовых открытых онлайн курсов, развивать открытые образовательные ресурсы. В перспективе университет может получить статус «электронного».
История развития информационных технологий (Reviewing the trajectories of e-learning http://sco.lt/8rMQdd#education …)
История развития информационных технологий (Reviewing the trajectories of e-learning http://sco.lt/8rMQdd#education …)
Год
|
Технология
|
Пример
|
Пед. теория
|
1980
|
Ресурсы мультимедиа
|
AuthorwareProfessional,Toolbook иMacromedia
|
Дистанционные курсы на базе бихевиоризма и когнитивизма
|
1993
|
Веб
| ||
1994
|
Учебные объекты
| ||
1995
|
LMS
|
Blackboard, Moodleи Sakai
| |
1998
|
Мобильные устройства
| ||
1999
|
Учебное проектирование
| ||
2000
|
Игровые технологии
|
Дистанционные курсы на базе конструктивизма
| |
2001
|
ООР
| ||
2004
|
Социальные медиа Веб 2.0
| ||
2005
|
Виртуальные миры
|
SecondLife
| |
2007
|
Эл. Книги и смарт утрйства
| ||
2008
|
сМООС
|
Дистанционные курсы на базе коннективизма
| |
2010
|
Учебная аналитика
| ||
2011
|
xMOOC
| ||
Источники:
99. Reviewing the trajectories of e-learning http://sco.lt/8rMQdd#education …
100. Top #InstructionalDesign Trends and Outlook for 2014 http://ow.ly/2Clgrx
101. The Future of ELearning in 2014 | LearnDash http://sco.lt/5CyZFp
102. NMC horizon #report 2014 on #education in #HighEd http://sco.lt/7TUFpB
103. Концептуальная основа электронного университета http://sco.lt/5aIy3N
Комментариев нет:
Отправить комментарий