пятница, 31 декабря 2010 г.

Как нам организовать трансляцию знаний народу - Государства Запада занимаются пропагандой образования, а не рекламой псевдообразовательных услуг



В последнее время в прессе и электронных СМИ активно обсуждается тема перспектив высшего образования. Нужда в нем есть, но нужно ли оно в том виде, в каком сегодня существует? Есть ли рецепты, чтобы сделать высшее образование качественным?
Если мы говорим о рецептах для нашего образования, то, как ни странно, многое для себя мы можем почерпнуть из нашего прошлого опыта. Когда в начале XX века инакомыслящая талантливая профессура была исключена из Московского университета, лекции бывших преподавателей МГУ стали проходить при полных залах народного университета имени Шанявского. Народные университеты подразумевают, что на лекции в них может прийти сколь угодное количество заинтересованных людей и совершенно бесплатно прослушать интересующую их тему.
Хроники тех лет свидетельствуют, что лекции в университете Шанявского проходили при большом скоплении людей и при полной творческой тишине зала. Многие молодые люди после посещения этих лекций заинтересовались наукой, сменили профиль исследований, многие перешли в другие отрасли науки и сделали уже там немалое количество открытий. Например, среди них были те, кто в дальнейшем заложит основы отечественной космической науки.
Уже в нашем веке идею «народных» университетов развил в новом качестве Билл Гейтс, когда объявил, что разместит лекции лучших ученых мужей в Интернете для публичного пользования, чтобы сделать их доступными для максимально большего количества людей. Высокая стоимость обучения в вузах США просто не позволяет приобщиться к высококачественному знанию всем заинтересованным. Эта идея Гейтса как нельзя кстати пришлась бы ко двору и у нас. В России много творческих людей (причем всех возрастов), и слишком недоступны качественные знания для многих из них.
Идея качественного народного образования пришлась бы ко двору и средней школе. Вот как происходит популяризация школьных знаний в Великобритании, например. Там существует телепроект, который позволяет преподавателям смотреть видеозаписи коллег в работе. Таким образом они учатся друг у друга. Учительское телевидение снимает около 5 тыс. школ по стране. Эта программа – часть серии под названием «Великие идеи уроков».
Надо отметить, что попытка «пропаганды» знаний проводится и у нас. Канал «Культура» создал программу «Академия», которая уже имеет свою зрительскую аудиторию. Мелкие предприниматели тоже оживились: проводят записи уроков лучших учителей России (победителей конкурса «Учитель года») и затем торгуют этими дисками. Но такие случаи единичны.

Комментариев нет: